Байки детского психолога

Перейти вниз

Байки детского психолога

Сообщение автор Admin в 01.04.16 14:01

Байка «Сказка о Курочке Рябе»

Жили-были Дед и Баба И была у них Курочка Ряба Снесла Курочка яичко Да не простое, а золотое Дед бил-бил — не разбил Баба била-била — не разбила Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет «Не плачь, Дед, не плачь, Баба Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое»

Попросите родителя рассказать вам эту сказку Трудно найти человека, который бы ее не знал Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку Если читал — то пусть перескажет Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов

Спойлер:

• Дед и Баба хотели разбить яйцо
• Если хотели, то почему плакали9
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые
Что было в яичке, когда оно разбилось
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку
• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий
• Что мы ожидаем от чтения этой сказки9

Мораль:
часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа
Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки Те же, кто скажет, что
их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку9 Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка9 И это само по себе может быть отдельной темой для разговора Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений
Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком Общаясь ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимыхдля него людей «Ты — такой-то или такая-то Из тебя ничего не получится» или «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь» Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры
Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в , когда у этой очень древней сказки великий педагог К Д Ушинский почему-то отнял окончание А окончание можно обнаружить в трехтомнике А Н Афанасьева «Русские народные сказки» [3] При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К Юнг [44] назвал архетипами — древними идеями Они передаются через сказки людям одной культуры В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц Золото, как и само яичко, здесь — только символ Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы Мышь как архетип — заместитель Бога И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться Адалее в сказке возникает еще один архетип
Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам "С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового Только вечное повторение того, что вы уже испытали Никогда ничего нового Вечный круговорот уже свершившихся событий"»

— Что вы чувствуете9 — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха) Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо У каждого оно свое Но для каждого оно крайне притягательно

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик) Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано
Диапазон применения байки: один из первых разговоров с родителями, групповая работа с подростками 15-17 лет.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 1265
Дата регистрации : 2016-03-20

Посмотреть профиль http://strannikisveta.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Байки детского психолога

Сообщение автор Admin в 01.04.16 14:25

Байка «Но ребенок может что-то не уметь?»

Это реальность сегодняшнего дня, о которой рассказала одна из слушательниц моего семинара

Идет суд, на котором решается вопрос о передаче российского детдомовского ребенка в итальянскую семью (такие процедуры обязательно происходят через суд) Судья через переводчика зачитывает будущемуотцуто, чего не умеет делать ребенок, которого он берет на воспитание На лице мужчины не заметно никаких эмоциональ- ныхдвижений Судья думает, что он не понимает, какого проблемного ребенка берет в семью Она подходит к мужчине и снова через переводчика объясняет каждый пункт проблем ребенка И вновь на лице итальянца не отражается ничего Тогда судья начинает медленно зачитывать каждый пункт и глядит в глаза будущего отца, пытаясь удостовериться, что тот понимает, о чем идет речь

Спойлер:

Наконец, после ее требований ответить, понимает ли он, насколько болен его ребенок и сколько вещей он не может делать, итальянец обращается к судье с вопросом «Но ведь ребенок может что-то не уметь?»

Мораль:

ребенок может не уметь что-то делать Комментарий: в нашей стране, как только мама с новорожденным попадает в поликлинику, участковый врач тут же сообщает ей, что должен ее ребенок уметь делать, иметь и т п в возрасте одного, двух месяцев и т д Любая российская мать находится под постоянным прессом внешнего наблюдения насколько ее ребенок соответствует ожиданиям социума И если не соответствует, то это знание тяжким грузом чувства вины ложится и на ее плечи, и со временем на плечи ребенка Но во всем мире ситуация другая Каждый ребенок может (и имеет полное право111) что-то не уметь Более того, даже если в силу тех или иных физических и психических данных он никогда не сможет что-то освоить, это не будет ставиться в вину ни ему, ни его родителям

Многие мамы нашей страны чувствуют вину за проблемы своего ребенка, связанные с его физическими и психическими возможностями Именно поэтому у нас на улицах так мало детей с проблемами в развитии Любой недобрый взгляд весьма агрессивного окружения мамы воспринимают как критику в свой адрес, и их переполняет чувство и некомпетентности как родителя, и неполноценности как человека У каждого ребенка свои возможности в освоении окружающего мира и особенно в усвоении школьных знаний (объем и качество которых на данном этапе развития общества не обоснованы научно) Нужно поощрять ребенка в его движении вперед, но скорость в постижении конкретных вещей у каждого будет своей и в своей уникальности единственно возможной для него.
Диапазон применения байки: гипертревожные и гиперответ- ственные родители, групповой процесс с подростками при разработке темы толерантности к «непохожим» детям.

avatar
Admin
Admin

Сообщения : 1265
Дата регистрации : 2016-03-20

Посмотреть профиль http://strannikisveta.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Байки детского психолога

Сообщение автор Admin в 01.04.16 14:28

Байка «Гони природу в дверь, она влетит в окно»

Однажды мне пришлось говорить с молодой женщиной, которая обратилась по поводу развода Мы с ней коснулись вопроса о том, почему у них с мужем нет детей, хотя они женаты более 6 лет Эта женщина, ни на минуту не задумываясь, ответила «Я не могу представить, что мой ребенок будет смотреть на меня глазами свекрови» И нам пришлось говорить с ней о том, что каждая девушка, выходя замуж, должна знать, что у ребенка будет что-то от свекрови или свекра, вне зависимости оттого, нравятся они ей или нет Половину хромосом ребенок получит от отца, в геноме которого есть гены его матери и отца А значит, ребенок что-то получит от свекра, что-то от свекрови, что-то от тещи и что-то от тестя

Спойлер:

Мораль:

ребенок по определению, вне зависимости от нашего желания, будет походить не только на мать и отца, но и на своих дедушек и бабушек
Комментарий эта крылатая фраза берет свое начало из двустишия Николая Михайловича Карамзина, которое было помещено в его очерке «Чувствительный и холодный Два характера»

Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено Гони природу в дверь, она влетитв окно

Но и Карамзин не является автором этой мысли, поскольку воспользовался идеей Лафонтена, которую тот реализовал в басне «Кошка, превращенная в женщину» В свою очередь Лафонтен взял идею из первого послания римского поэта Горация «Naturam expellas furka, tamen usque recurret» («Гони природу вилами, она вернется все равно»)

Весьма часто женщины после развода с удивлением обнаруживают, что у детей проявляются те или, особенности их отца, а также свекра и свекрови Это же относится и к отцам, которые видят в своихдетях не только особенности своей жены, но и особенности тестя и тещи При этом родители полагают, что это недостатки их детей Стоит напомнить, что, выходя замуж, девушка выбирает себе не просто мужа, но и отца своих будущих детей Соответственно юноша тоже берет в жены не просто девушку, но одновременно и мать своих детей

Согласно представлениям К Юнга , у девочки внешность и поведение будут соответствовать тем же особенностям матери, тогда как душа ее будет ближе к отцовской У мальчика, напротив, смех и голос, поведение и фигура будут напоминать отцовские, тогда как душевные качества будут сходны с материнскими Поэтому нужно хорошенько подумать, прежде чем выбрать для себя вторую половину и составить семью И лучше до свадьбы посмотреть на родителей того, кого любишь, чтобы представить себе, какие глаза будут у ребенка И если то, что вы увидели совпадает с вашим желанием, то только тогда принимать серьезное решение Если же ошибка уже совершена и произошел развод, то нужно принять поведение своего ребенка как должное, поскольку именно родитель нес ответственность за такое поведение ребенка, когда подыскивал ему соответствующих отца или мать

Диапазон применения байки обсуждение поведения ребенка с разведенным родителем, обсуждение проблемы выбора супруги(а) с подростками на групповом тренинге.

avatar
Admin
Admin

Сообщения : 1265
Дата регистрации : 2016-03-20

Посмотреть профиль http://strannikisveta.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Байки детского психолога

Сообщение автор Admin в 01.04.16 14:32


Байка «Раздельное обучение»

Однажды я летела на самолете и разговорилась с соседом по креслу Как это часто бывает при случайных разговорах, он не стал поверхностным, а перерос в глубоко личное обсуждение проблемы раздельного обучения Мой сосед учился в школе в то время, когда обучение в нашей стране было раздельным Он учился в школе для мальчиков и не знал, как знакомиться с девочками, как с ними нужно общаться Ему очень понравилась девочка из соседней женской школы Но он боялся с ней заговорить, а потому познакомился с ее подругой и стал дружить с ней, чтобы хоть как-то приблизиться к объекту своей мечты Та девочка тоже скоро подружилась с другим мальчиком Потом их пути разошлись Они встретились случайно через 50 лет Они срадостьюзаговорилидругсдругом и с ужасом узнали, что и тогда, и теперь оба любили и любят друг друга Девочка объяснила свой выбор мужа тем, что увидела, как мой сосед стал дружить с ее подругой, а потому она вынуждена была выбрать другого

Спойлер:

Мораль
мы иногда совершаем ошибки, потому что не имеем определенного опыта

Комментарий
конечно, не только раздельное обучение обусловило эту ситуацию Однако оно ей чрезвычайно способствовало Но есть и другие аргументы, которые говорят за то, что во всем мире в общеобразовательных школах вместе обучаются и девочки, и мальчики Сейчас родители на консультациях у психолога довольно часто задают вопрос о том, отдать ребенка в обычную школу или во вновь возникшую раздельную

Первый аргумент сторонников раздельного обучения состоит в том, что девочки во многих аспектах развиваются быстрее мальчиков Ответом на это общеизвестное положение будут данные, что это различие связано не с академическим, а с социальным интеллектом Академический интеллект у ребенка предопределяет готовность осваивать школьную программу Он зависит не столько от пола, сколько от конкретных индивидуальных особенностей ребенка Есть дети, и мальчики и девочки, у которых он развивается несколько медленнее, и есть такие, у которых он опережает школьную программу

При этом есть и полоспецифические особенности академического интеллекта Девочки быстрее и лучше осваивают речь и, соответственно, литературу и русский язык, но многие из них не могут понять математику (особенно такие ее разделы, как геометрия и тригонометрия), которая легко дается большинству мальчишек Однако такое различие проявляется не в первом классе, а уже в средней школе При этом нет данных, что мальчики в определенном возрасте хуже успевают по всем предметам, чем девочки Возьмите любой школьный журнал В первом классе число отлич- ников-мальчиков ничуть не меньше, чем девочек Да и среди медалистов, окончивших школу, девочек лишь не намного больше Но совершенно закономерно, что при переходе из начальной школы в среднюю резко меняется соотношение успевающих мальчиков и девочек среди отличниц преимущественно девочки, а среди двоечников — мальчишки

В этом и проявляется социальный интеллект, который предрешает умение приспосабливаться в различных ситуациях, общаться с людьми, понимать свои и чужие эмоции Это девочки, безусловно, осваивают раньше мальчиков Но социальный интеллект лишь косвенно влияет на результаты учебы Мальчики менее усидчивы и менее ответственны, чем девочки, в детстве и в пубертатном периоде Но если родители внимательно отслеживают проблемы в учебе, то они вовремя отмечают недостатки в знаниях и помогают ребенку учиться. Если же родители считают, что учеба — это проблема ребенка и школы, то им не избежать собственных проблем тогда, когда заканчивается начальная школа, в которой учитель опекал каждого ребенка, и начинается средняя школа, где ребенок в большей мере отвечает за свои знания.

Другая причина, которая заложена в идею раздельного обучения, — нравственность детей. Согласно этой позиции, если дети будут находиться в разных классах, а еще лучше — школах, то вероятность беременности у школьниц резко снизится. Однако на это предположение есть масса возражений. Во-первых, подростки занимаются этим не на уроках и даже не в школе. Более того, чаще всего школьницы беременеют не от одноклассников, которые в сексуальном плане развиваются медленнее, чем девочки. Нужно иметь в виду, что при раздельном обучении, когда мальчики и девочки не будут иметь ежедневного общения, их любопытство друг к другу будет подогреваться и только увеличит вероятность встречи с представителем другого пола вне школы.
Нравственность вообще не может быть проблемой современной школы. Выбор демократического пути развития предполагает, что каждая семья самостоятельно решает проблемы вероисповедания и выбора нравственного ориентира. Более того, если учитель-хрис- тианин будет направлять в нравственном плане девочку из мусульманской или атеистической семьи, то родители могут иметь все основания для возмущения. Поведение ребенка вне школы — всецело ответственность его родителей. Но тогда первоначально выдвинутая причина утрачивает свое значение.

Школа несет ответственность за качество обучения. Формирование личности ребенка тяжелым грузом лежит на семье, которая часто оказывается к этому не готовой и возлагает ответственность за свою несостоятельность на школу

Часто можно услышать, что, сталкиваясь в классе с одноклассниками психологически младше себя, вырастая, девочки будут управлять своими мужьями, а это негативно скажется на семейных отношениях. Девочки и мальчики выбирают себе пару, ориентируясь не на одноклассников, а на своих родителей противоположного пола. И строить семейные отношения они будут по типу тех, которые каждый день наблюдают в семье. Школа и семья требуют от ребенка разных параметров поведения В семье демонстрируется и тренируется способ отношения с близкими людьми, умение договариваться и решать конфликты между родственниками В школе обучают трудиться и договариваться с коллегами, что потом пригодится на работе Если взглянуть с этой точки зрения, то трудно представить, что учившемуся в однополом коллективе будет легко работать с людьми разного пола, когда он выйдет за порог школы
Школа может быть лишь полем для выбора пары Но чтобы дети учились в ней, а не подбирали пары, школа должна выполнять свое прямое назначение — учить А «поле» для выбора может быть как во дворе своей, так и во дворе чужой школы

Но у раздельного обучения есть и недостатки У мальчиков и у девочек есть свои способы конкуренции в коллективе Когда в классе и те и другие дети, недостатки каждого типа конкуренции снижаются Когда же образуется коллектив из представителей одного пола, то, напротив, свойственные полу конкурентные качества усиливаются Это означает, что всем детям становится некомфортно — и тем, кто встает на самую высокую ступень иерархии коллектива, и тем, кто оказывается на ее низкой ступени Фильмов про чисто женские и чисто мужские коллективы достаточно, и в них описываются все проблемы такого рода Да и сами родители могут посмотреть на женские и мужские производственные коллективы Они, безусловно, значительно выше по уровню агрессивности, чем смешанные Существует множество воспоминаний людей XIX и XVIII вв , которые воспитывались отдельно в женских и мужских воспитательных учреждениях Всюду выстраивалась иерархия, всюду были те, кто унижал других, были обиженные и те, кто обижает Чем более закрыт коллектив, тем жестче эти рамки Смешанные коллективы никогда не бывают закрытыми Общество всегда присматривается к ним с большим вниманием, что и ведет к снижению иерархичности и однотипной конкурентности

Вообще попытки уберечь от чего-то часто приводит к любопытству и чрезмерному стремлению к тому, что в силу тех или иных запретов непозволительно Детям, напротив, необходимо обучение общению между представителями разного пола Ведь в семье никогда не отделяют мальчиков от девочек, они всегда живут вместе Однако это не ведет к формированию безнравственности, а, напротив, при умелом руководстве родителей формирует морально-этические нормы
Более того, единство родителей и школы — необходимое условие для того, чтобы ребенок и научился учиться, и был нравственным Если же родители считают, что «школа должна», и школа полагает, «что родители обязаны», никакие решения не смогут привести к успеху
Диапазон применения байки индивидуальная и групповая работа с родителем или воспитателем.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 1265
Дата регистрации : 2016-03-20

Посмотреть профиль http://strannikisveta.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Байки детского психолога

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения