Художники
Страница 1 из 1
Художники
Мистический художник Иероним Босх
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха
- Спойлер:
Части триптиха
Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид
Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид
Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы:
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ.Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.
Несение креста
Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей
Весь первый план занимает фигура Христа, который престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах (возможно, скрытый портрет донатора) пытается приподнять, чтобы облегчить его ношу. Уродливые лица палачей, поднимаясь плавными ярусами, занимают весь левый край картины. В отдалении на руки апостола Иоанна оседает сражённая горем Мария.
Музей истории искусств, Вена
Королевский дворец, Мадрид
Музей изящных искусств. Гент
Корабль дураков
Еще одна из наиболее известных картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
1495-1500. Лувр. Париж
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.
Аллегория чревоугодия и любострастия
Триптих «Искушение святого Антония»
Национальный музей древнего искусства, Лиссабон
Центральная сцена — совершение чёрной мессы.
Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
Увенчание терновым венцом
В основе лежит библейский сюжет, к которому Босх обращался как минимум дважды. Сюжет картины — один из эпизодов Страстей, крестного пути Христа. Молитвенно-философский характер трактовки канонического, типового сюжета позволяет видеть в ней визуальный парафраз на тему Imitatio Christi, «подражаний Христу».
Национальная галерея, Лондон
Вторая работа Босха с таким же названием хранится в монастыре Сан Лоренсо в Эскориале.
Ecce Homo.
Иисус, увенчанный терновым венцом, в кровь исхлестанный бичами, стоит рядом с Пилатом и его спутниками перед толпой злобной черни. Диалог между Пилатом и народом передаётся готическими надписями. Из уст Пилата слышатся слова: «Ecce Homo» («Се человек»). Ответ толпы: «Crufige Eum» («Распни его!»)
Штеделевский художественный институт. Франкфурт
«Извлечение камня глупости» («Операция глупости»)
Прадо. Мадрид
Смерть и скупец
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Концерт в яйце
Дворец изящных искусств, Лилль
Распятие с донатором
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные
Четвёртый круг , в секторах, — семь смертных грехов.
Гнев
Гордыня
Похоть
Уныние
Обжорство
Алчность
Зависть
Левый верхний угол картины
Правый верхний угол картины
Правый нижний угол картины
Левый нижний угол картины
Триптих "Воз сена"
Жемчужиной мадридского Прадо можно назвать триптих "Воз сена"
Люди сражаются за золоте сено, не догадываясь, что оно ничего не стоит. Триптих написан в форме процессии, с небес через разваливающийся мир в адскую преисподню.
Триптих "Страшный суд"
Центральная часть
Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.
Левая створка — «Рай»
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.
Правая створка — «Ад»
Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.
Святой Иоанн на Патмосе
Берлинская картинная галерея, Берлин
Фокусник
Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле
«Блаженные и про́клятые»
Цикл из четырёх картин , представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Высказывается предположение, что название этого триптиха — «Страшный Суд». Картины названы в соответствии с сюжетами: Земной рай, Восхождение в эмпирей, Падение грешников, Ад. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа.
Наибольшую известность среди них приобрела картина «Восхождение в эмпирей», на которой ангелы-хранители из загробного мрака выводят души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным сиянием Вечности.
Вознесение ( восхождение) в эмпирей
Палаццо Гримани, Венеция
Земной рай
Падение грешников
Ад
Триптих "Поклонение волхвов"
Музей Прадо, Мадрид
Последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид
Триптих «Распятая мученица»
Принято считать, что триптих посвящён св. Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно, и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая — дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой. В таком случае в юноше можно видеть одного из пяти тысяч обращённых в истинную веру стараниями святой.
В первый и последний раз Босх изображает сцену мученичества с толпой зрителей, представленных в исключительно разнообразных одеждах.
Дворец дожей, Венеция
Триптих "Святые отшельники"
Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы.
Жития всех троих отшельников Антония, Иеронима и Эгидия отражают аскетический идеал и умерщвление плоти, которые были воспеты в трактате «Подражание Христу», постоянную молитву и благочестивые размышления.
.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|